СОДЕРЖАНИЕ

Выдержка из Правил ЕНОТа



     В Естественно-научном образовательном турнире может принять участие любая команда, сформированная на основе образовательного учреждения (школа, гимназия, лицей).

     Состав команды - 3 школьника 9-11 классов и 1 руководитель.

     О своем участии в Турнире команда должна сообщить в Оргкомитет не позднее 31 декабря 1999 г. путем подачи заявки, в которой должны быть оговорены ФИО участников, номер школы и ее адрес.

     ЕНОТ состоит из двух этапов: заочного и основного - очного . Предварительный этап включает в себя решение задач школьниками под руководством учителей школы. См. рекомендации к решению задач .

     Во время заочного этапа команды самостоятельно готовят решения предложенных им задач. Организаторы Турнира предусматривают проведение на территории Удмуртской Республики для учителей семинара-тренинга, а для учащихся 2-3 коллоквиумов. Активная работа команд в коллоквиумах является (наряду с тезисами) условием участия в очном этапе. Тематика и график проведения семинаров и коллоквиумов определяются после поступления заявок на участие в ЕНОТе. Консультации с командами из других регионов организуются в заочном режиме (почта, телефон, e-mail).

     Результатом заочного этапа
является составление тезисов задач, которые должны быть высланы до 29 февраля .
Все присланные тезисы изучаются Оргкомитетом.
20 команд, приславшие наиболее успешные тезисы решенных задач получают приглашение на участие в очном этапе Турнира.

     Очный этап. Очный этап Турнира включает в себя 4 отборочных, два полуфинальных и один финальный Туры.

     Тур - это по своей сути научная дискуссия участников Турнира по проблемам, предлагаемым Оргкомитетом в качестве задач ЕНОТа. В каждом Туре участвуют 3 (или 4) команды.

     Каждый Тур проводится в три (или четыре) действия. В каждом действии команда выступает в одном из трех (четырех) качеств - Докладчик, Оппонент, Рецензент (Наблюдатель). В следующих действиях Тура команды меняются ролями.

     Регламент выступления команд в действии: доклад - 5-7 мин., оппонирование - 5 мин., рецензирование - 2 мин., общая полемика команд - 5 мин.

     Для квалифицированной оценки команд в действии Оргкомитет формирует Жюри, в состав которого, как правило, входят ведущие преподаватели и сотрудники ВУЗов Удмуртской Республики.

     Команда-победитель Турнира определяется по сумме баллов, набранных командой в каждом сыгранном Туре. В ходе Турнира ведется учет личных баллов каждого выступающего участника, что позволяет определить лучших участников Турнира

Рекомендации по решению задач ЕНОТа

     Задачи, предлагаемые командам для решения на Естественно-научном образовательном турнире, представляют собой уникальные авторские постановки проблем, зачастую не имеющие однозначных решений. Решение таких задач не практикуется в школьном курсе, однако именно они позволят Вам ближе познакомиться с изучаемыми предметами, позволят найти применение получаемым в школе знаниям, а также научат самостоятельному поиску информации, ее отбору и анализу, а кому-то из Вас может быть помогут выбрать свою будущую профессию.
     Для успешного решения этих задач следует придерживаться некоторых правил:
     Как правило, задача подразумевает более глубокий анализ ситуаций, чем это кажется на первый взгляд. Поэтому первое, что нужно сделать - внимательно прочитать задачу и определить, какие подзадачи она содержит в себе. Возможно, потребуется определить границы, в которых Вы будете строить свое решение - нельзя объять необъятное.
     Продумайте, какие теоретические вопросы и в какой последовательности Вам необходимо изучить для решения данной задачи. Составьте план решения задачи.
     Изучите литературу по обозначенным вопросам. Обратите внимание на ссылки авторов, на источники, так как они могут заинтересовать Вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Решая экспериментальную задачу, Вы, вероятно столкнетесь с тем, что Вам придется исследовать не только поставленную проблему, но и методику эксперимента. Для успешного решения таких задач необходимо завести лабораторный журнал, в котором Вы будете фиксировать результаты исследований. Особенно внимательно следует отнестись к условиям проведения эксперимента. Меняя их, Вы сможете достаточно глубоко изучить явление и сделать обоснованные выводы.
     Все собранные данные систематизируйте. Продумайте, как и насколько раскрыты вопросы плана. Окончательно решенная задача должна содержать не только общие рассуждения и результаты промежуточных экспериментов, но и обоснованные выводы и суждения.
     Обратите внимание на необходимость обеспечить наглядность Ваших решений: подготовьте плакаты или проекционные пленки со схемами, таблицами и графиками, чтобы оптимально использовать время (5-7 мин.), отведенное для доклада. Не бойтесь использовать видео или компьютерные материалы.
     Если Вы хотите получить приглашение на участие в очном туре, Вам необходимо до 29 февраля предоставить в оргкомитет Турнира тезисы решения задач .

Требования к представлению тезисов

     Раскрывая задачу в тезисах и, докладывая ее на Турнире, Вам необходимо:
     Обосновать, чем Вы руководствовались, выбирая определенную модель параметров системы рассматриваемой задачи.
     Оценить возможности и недостатки выбранного Вами пути решения.
     Показать и доказать пути и результаты своих экспериментов или теоретических рассуждений, выделив в них основные мысли и их аргументацию, которые раскрывают суть решения данной задачи.
     Сделать обоснованный вывод.
     Использовать таблицы, схемы, графики, слайды и т. д.
     Составить список необходимого оборудования для представления доклада.
     Полное решение задачи необходимо предоставить в Жюри (во время очного этапа) для дальнейшей публикации.

Критерии оценки жюри

     Глубина и обоснованность решения задачи. Умение раскрыть суть рассматриваемой проблемы.
     Степень наглядности решаемой задачи.
     Умение постановки эксперимента.
     Степень соответствия предлагаемой роли (Оппонента, Докладчика, Рецензента).
     Культура ведения дискуссии.

ЗАДАЧИ ЕНОТа - 2000

     "НЛО"

Как Вы считаете, возможно ли движение объектов в атмосфере Земли со скоростью 9-10 км/c и более?

     "Змей Горыныч"

Пофантазируйте и опишите процессы, протекающие в организме, эквивалентном огнедышащему дракону.

     "Близнецы и братья"

Предложите способ количественной оценки пространственного подобия молекул.

     "Юла
"
Как изменилась (и изменялась) бы жизнь на Земле, скорость вращения которой увеличилась бы в течение геологического времени в десятки раз?

     "Тик-так"

Предложите биологическую систему, способную выступить в роли прецизионных (предельно точных) биологических часов.

     "Золотая рыбка-2
"
Разработайте и проведите эксперимент по подтверждению или опровержению наличия цветного зрения у аквариумных рыбок.

     "Современная сказка"

Экспериментально оцените различия в свойствах анолита "живой" и католита "мертвой" воды. (В качестве "подопытного кролика" используйте зерна гороха.)

     "Древо наук"
На основе исторических фактов, в выбранном Вами масштабе изобразите эволюционно-генеалогическое древо развития естественных наук. Проанализируйте полученную картину и сформулируйте свой прогноз научных приоритетов на ближайшие 20-30 лет.

     "Проект века"
Основой жизни на Земле является процесс фотосинтеза. Предложите способы повышения КПД фотосинтеза.

     "Горчичник"
Предложите экономичный, неаллергентный эквивалент горчицы для бытовых горчичников.

     "Stormglass"
В небольшой прозрачной склянке (15-20 мл.) 2 г. нитрата калия и 2 г. хлорида аммония залейте 2,5 мл. воды и тщательно перемешайте, после чего добавьте 9 мл. камфорного спирта, взболтайте и герметично запечатайте склянку. Поставьте недалеко от окна и в течение одного- двух месяцев понаблюдайте за поведением системы. Попробуйте объяснить причину наблюдаемых изменений.

     "Мороженое"

На основании собственных наблюдений постройте график зависимости Т зам. раствора хлорида натрия от его концентрации. Какие процессы будут протекать в объеме раствора при замораживании.

     "Парашют"

Предложите конструкцию бумажного парашюта, который должен опускаться с высоты 3 метра за наибольшее время с наименьшим отклонением от вертикали.

     "Горе от ума"
Каждая команда должна представить результаты собственного "свободного" исследования, сформулировав проблему и обосновав выбор объекта исследования, цель и методы проведения эксперимента.
(Тему своего исследования желательно согласовать с Оргкомитетом).


   © 2000 Сергей Шутов, WWW версия.



Используются технологии uCoz